Как вылепливается Я

если оно не выросло без нашей помощи

 

Е.Скульская

 

Развивающийся без приключений ребенок к трем годам стабильно употребляет "Я" во всех положенных случаях и вполне его осознает, но в его речи оно появляется гораздо раньше. У особого ребенка (в первую очередь у детей с аутизмом, сенсорными нарушениями, ЗПР и сходными проблемами) осознание себя и своих границ может происходить сложнее и медленнее, поэтому и употребление Я появляется далеко не сразу. Не все родители воспринимают это как первоочередную проблему и предпочитают работать с коррекцией поведения, с интеллектуальным развитием, с логопедическими проблемами, но только с этим смутным "недо-Я", к которому непонятно, как подступиться…
В этом тексте я не ставлю задачу открыть Америку – я не врач, не психолог и не дефектолог, я только мама ребенка, который на определенном этапе решил развиваться необычным путем. Это маленькое «Я» пришлось лепить из того, что было, потому что его неразвитость причиняла ребенку большой дискомфорт. Когда эту проблему удалось преодолеть, жизнь ребенка и наша жизнь стали намного счастливее. Думаю, любому ребенку, не употребляющему «Я», очень дискомфортно, просто выражают они это по-разному – кто-то через стереотипии, кто-то через агрессию и аутоагрессию, кто-то через гиперактивность. И поэтому им нужна помощь, а мамам нужно научиться эту помощь оказывать, потому что такие проблемы решаются не на занятиях со специалистами, а в ежедневной жизни ребенка.
Сейчас я говорю в первую очередь о работе с малышам 2-4 лет, но это может быть применимо и для некоторых более старших деток.

 

Границы себя и принципы работы с ними


Любая граница – это область и разделения, и контакта, а для таких детей контакт – это проблемная сфера. Особые дети часто недостаточно осознают границы своего тела, и это очень мешает в жизни и развитии. Выматывающий симбиоз с мамой и полное неприятие любого телесного контакта, включая зрительный – это две стороны одной медали.
Граница – кожа, органы чувств – все, чем ребенок воспринимает мир и других людей. "Я" появляется там, где осознается "не Я", где контакт с чем-то внешним становится осознанным. При этом очень важна работа с телом, продолжительная и разнообразная, но надо помнить, что Ваш ребенок может чувствовать мир не так, как Вы. И Вам может только казаться, что Вы точно знаете, как он его чувствует. Забудьте свои представления о том, как "обычные люди" воспринимают себя и окружающее. Начните узнавать как бы с нуля, каким способом это делает Ваш ребенок – и будьте готовы узнать много нового. Надо просто влезть в его шкуру, постоять на его ногах, посмотреть его глазами… И понять, хорошо ли вы сами чувствуете себя на этом месте.
Итак, для начала, чтобы понять, с чем работать, нужно аккуратно поиcследовать, что ребенку нравится, что нет, чего он боится, чего избегает. Свет, цвет, разные звуки, разные запахи, разные вкусы. Разные на ощупь поверхности, разные прикосновения к разным зонам тела. Разные ощущения от движения, от перемещения в пространстве, от переворотов, качания, скорости. Словом, это огромная сфера нашего совместного с ребенком познания того, каким является для него этот мир – его "не Я". Помогая ему изучать свои границы, мы помогаем ему узнать самого себя. Делать это нужно крайне аккуратно, ласково и всегда в игровой ситуации. Наша рабочая область – не там, где ребенку дискомфортно, а там, где ему хорошо, но при этом мы всегда ищем, как эту область можно расширить. Не следует идти через активное сопротивление, плач и отвращение – гораздо эфективнее оказывается подход, при котором родители осторожно ведут ребенка туда, где он может почувствовать что-то новое и расширить рамки того, что "можно".
Можно встретиться с неожиданностями там, где все казалось уже известным. Находиться вниз головой для ребенка может быть не просто неудобно, а жутко. Попытка завязать ленточку на руке может быть воспринята, как желание безвозвратно искалечить руку. Прикосновение к спинке или плечам – легкое, нежное – может причинять боль, настоящую боль. Запах какой-то пищи может быть резко неприятен – как для нас неприятен нашатырный спирт, или какая-то органическая мерзость, или что-то вообще жуткое и нечеловеческое.
"Уважающего себя аутиста рвет, когда он только видит баночку гуаши" (с). Грубо, но похоже на правду. К счастью, во многих случаях это преодолимо.

 

Смысл бытовых моментов


Многим кажется, что для того, чтобы помочь ребенку, надо "много заниматься". Мне тоже так казалось, и я все пыталась найти и запланировать специальное время для занятий… Пока не поняла, что заниматься надо не много, а просто постоянно. Потому что дерево растет не дискретно 35 минут в день, а каждую минуту… и "Я" – тоже.
Каждый раз, когда мы моем ребенка, помогаем чистить зубки, причесываем, стрижем ногти (знаю, что некоторым из нас уже жутко), мы имеем возможность и должны работать с "Я". Просто постоянно чувствуем меняющееся напряжение его мимики, взгляда, мышц, и, чтобы помочь, все время проговариваем какую-то нежную, но содержательную ерунду. "Вот какие у тебя ножки. Вот какие пальчики. Немножко неприятно, но потерпи. Вот на правой ручке безымянный... мизинчик... а теперь давай левую ручку". И так при каждом бытовом действии. Нужно изучать реакции на привычные и неизбежные действия в разных ситуациях и искать пути, которые позволят снизить дискомфорт. Стричь ногти после ванной или наоборот, утром? Растереть пальчики перед маникюром или наоборот, сразу после него дать ребенку намочить ручки? Что неприятно ребенку – само прикосновение, страх, что вы его пораните, ощущение, что ему режут руку, живую плоть, а не что-то лишнее? Надо понимать, что ребенок может не вполне осознавать, что отросшие ногти на самом деле ничего не чувствуют и вообще от них надо избавляться.
Некоторым детям следует проговаривать не только то, что мы делаем сейчас, а называть действия и на шаг вперед - "а сейчас мы будем надевать носочки - вот на эти ножки" - и ножки легко промассировать, чтобы снять лишнюю чувствительность. Кому-то так будет спокойнее. Для другого надо находить тот способ, который поможет именно ему.
Приятные ребенку прикосновения (а что именно ему приятно – это нам еще надо понять) и проговаривание необходимы при любом бытовом контакте. Можно со стишками, только следите, чтобы ребенок их понимал. Имеет смысл выделять МНОГО времени на переодевание, мытье причесывание и т.п. Вы не маетесь дурью, нет – вы заняты детом! Кстати, это помогает подружиться, создать атмосферу доброжелательного и спокойного общения . А если ребенок отстает на годик-полтора (что иногда обозначает - на 1/4 или 1/3 всей своей жизни), у него может быть высокая потребность в адекватном ему частом физическом контакте с мамой и папой, и такое "тетешканье" может отвечать этой потребности.
Эти бытовые игры могут показаться глупой тратой времени для тех, кто не на нашей подводной лодке. Но самым ярким примером их пользы для меня стало то, что одна юная леди раз и навсегда перестала дико кричать в душе, когда мы начали играть в ванне в примитивную и "глупую" игру: "ой, ножка, ой, коленка, ой, ПОПА!!!".

 

Бумажки, бижутерия и боди-арт


Продолжаем подбирать способы помочь ребенку в осознании границ тела – на этот раз уже с использованием каких-то не самых повседневных средств. Нужно отметить, что во многих случаях сделать это окажется довольно трудно, но нужно просто продолжать искать, иногда на новом этапе возвращаясь к уже отвергнутому варианту.


1. Самое простое, классическое и опробованное средство – скомканная бумажка, засунутая ребенку под одежду. Подразумевается, что мы делаем это в игре (и только в игре!) и так, чтобы ребенок смог сам понять, где она находится и сам мог от нее избавиться. Для начала, еще без ребенка, проводим ряд экспериментов. Например, берем бумажку, мнем в руках, засовываем папе ребенка под майку. Успейте увернуться – ему неприятно! Раз, другой, третий неприятно, потом ничего, уже привык. Пробуйте на себе. Противно? А где противнее это чувствовать – за шиворотом или в рукаве? А как потом это ощущение убрать – сильно потереть или слегка почесать? Что хуже – скомканная салфетка или страничка из журнала? (Кстати, не используйте обычную писчую бумагу – ею можно поцарапать кожу). Обсудите с мужем эти ощущения, запомните его варианты – вам это может понадобиться. Теперь начинаем "мучить" ребенка. Вы уже можете предположить, где терпимо, а где не очень – начинайте с самого безопасного варианта Сначала только в рукав или в штанину – чтобы легко было достать, а потом – по-разному, как только позволит. Меняем бумажки и место засовывания, но действуем неотступно. Скорей всего, ему очень не нравится, и он даже раздражается, поэтому не забывайте об это упражнении, но не повторяйте его чаще, чем 1-2 раза в день.

 

2. Еще забавное упражнение – "мумия". Берем туалетную бумагу - много туалетной бумаги! Попробуйте обернуть ею ребенку ручку. Ножку. Обе ножки. Всего ребенка - только личико оставьте. Показывайте сначала на себе, на папе, на братике, на египетской мумии (найдите только картинку повеселее). Пусть сам снимает, сам разрывает, сам выбрасывает в ведро. Следующий рулон возьмите из тех, что подешевле – более толстая бумага рвется труднее. Играйте по-разному – лежа, стоя, сидя на стуле, под музыку, под мультик или наоборот – концентрируя внимание ребенка на происходящем. Но это тоже непременно должна быть игра. Не думайте о предстоящей уборке – постарайтесь тоже получить удовольствие!

 

3. Для многих детей ощущение и вид непривычного предмета на теле доставляет сильный дискмфорт – оно заставляет по-новому чувствовать себя, а это может быть непривычно и страшно… Но учиться "чувствовать себя" – это именно то, что нам нужно. Поэтому придумываем подходящую для этого игру – в моделей, в пиратов или в дикарей – на что легче сможете уговорить ребенка. Берем простенькую бижутерию - колечки, браслетики, клипсы, бусы из разных материалов. Можно сделать примитивные колечки и браслетики из салфетки или из мулине – кому-то это будет легче (но кому-то может быть и труднее). Обвешиваемся этим вместе с ребенком или убеждаем его нацепить хотя бы один несчастный браслетик. Чтобы ребенок не зацикливался на дискомфорте, можно для начала побегать по дому и поорать дурными голосами, размахивая папиным шарфом как добытым в бою трофеем. Потом просто используем украшения в игре – "дефилируем по подиуму", занимаемся своими дикарскими или пиратскими делами. Неоценимую пользу может принести старший брат или сестра, а если его нет, то привечайте племянников и детей своих друзей – вместе с ними играть в такие игры гораздо легче.

 

4. "Боди-арт". Годится как для пляжа, так и для дома. Берем косметику, пальчиковые краски, обычный крем или папину пену для бритья. Для более опытных пользователей можно предложить глину или водоросли попротивнее. И рисуем этим на теле - на ручках, на грудке, на животике. Бегаем смотреться в зеркало, фотографируемся, обыгрываем, осмеиваем. ЭТО засыхает, тянет кожу, ощущения меняются. Смываем, как только ребенок попросит – это сильное ощущение. В некоторых случаях можно – и нужно! – начинать с одной крошечной почеркушки на руке или другом наиболее безопасном месте – для кого-то и это будет подвигом.

 

Заворачивание, катание, качание…
Возьмите старое ватное одеяло, мягкий плед, простыню… И играйте в них. Для начала можно свешивать одеяло со стола – это будет ваш шалаш, где можно разговаривать шепотом, лакомиться чем-то маленьким (неположенным и необычным), петь какие-то свои песни… все, что позволит вам вдвоем попасть в атмосферу Игры, а ребенку - поможет освоить ему это пространство.
Рассказываем мама ребенка с РДА: «У Саши есть одно любимое занятие - сидеть под одеялом (пледом, простыней, пеленкой), так вот я взяла и залезла к нему под одеяло и там начала с ним разговаривать. Не представляете, как он обрадовался и как "загорелись" у него глаза! Улучшения пошли семимильными шагами))) Я сама залезала под пеленку, типа я сижу в домике, он стучался ко мне, я спрашивала: Кто там? - он отвечал вначале эхололийными фразами, но я не пускала его до тех пор, пока он не называл свое имя и говорил: “ Это Я!» Он так хотел попасть под пеленку, что очень быстро начал говорить о себе в первом лице, чего раньше никак не могли добиться другими способами».
Цель игр с одеялами – дать почувствовать свои границы при соприкосновении большой поверхности кожи с тканью. Для этого можно заворачивать ребенка, туго спеленывать или наоборот – держать, собранным «в кучку», как в мешке, таскать в одеяле по полу, крутить и переворачивать, просто теребить, спрашивать – ой, что это у тебя, ножка или ручка? Правая или левая? Игра возможна только на фоне его согласия или незначительного сопротивления – ни в коем случае не через настоящий плач и обиду. Возможны варианты – катать ребенка по одеялу (более шершавому пледу, более гладкому покрывалу, по махровому полотенцу и т.п.). Очень хорошо подбирать к этим играм забавные сюжеты – как Волка в «Ну, погоди» завернули в ковер, как мы в санях по снегу едем, как Дед Мороз нес-нес подарки через лес… ой, а там в мешке оказалась наша Машенька – «кто там? Это ТЫ, Машенька?» и т.п. По-моему, все сюжеты должны быть мирными, но знаю, что кто-то успешно и весело играет в «как Лиса Колобка катала»:
«Делюсь своим методом "восприятия Я" для малышек: начинаем катать ребенка по дивану приговаривая "как Лиса Колобка катала? - вот так!" при этом конечно же изображая хитрую лису:), трогаем ребенка руками за все части тела и катаем-катаем со всякими переворотами, когда он уже научится воспринимать этот этап игры соответственно радоваться и смеяться при этом можно переходить на следующий этап "издевательств": подстилать разные по фактуре покрывала или рассыпать крупы макароны и орешки и катать на них, сейчас сынуля уже умеет сам изображать лису и катает по дивану кота( животное у нас спокойное и стойко все сносит "ну раз надо для дела...":))»
Одежда ребенка при этом сначала должна быть легкой, но довольно закрытой – например, водолазка и колготки, а потом, постепенно, можно сокращать одежду до минимума.
Другой вид этой деятельности – игра с сумкой. Поторопитесь с ней, пока ребенок весит не более 14-15 кг, иначе Вам будет трудно получить от игры удовольствие. Берем прочную сумку из ткани, типа авоськи. Если нет под рукой, имеет смысл даже сшить специально. Возможный вариант вводного сюжета игры: «покупаем в магазине» большую мягкую игрушку, несем ее в сумке «домой», слегка помахивая, потом – «ой, что-то сумка перекрутилась» - вращаем, раскачиваем посильнее, приносим, вынимаем из сумки и бурно радуемся «покупке». Затем «по ошибке» сажаем в сумку самого ребенка, несем его куда-то, вращаем, раскачиваем, приносим папе или бабушке – «Ой, посмотри, что я купила! Кто это у нас? Это же ТЫ, Вася!» Радостно вынимаем из сумки сразу же, или сначала пытаемся угадать, хватая за коленку или за локоть – что это, картошка? Свекла?
В эту игру очень хорошо играть на пляже. И сумку опустить легче, и отвлечь ребенка есть на что… потому что детям эта игра очень нравится, а маме в нее играть очень тяжело.
 

Работа с зеркалом


Ваш ребенок узнает себя в зеркале? Не всем детям это легко дается. Некоторые особые малыши вообще с трудом переносят зеркала... Если есть возможность, надо постараться помочь в преодолении этой неприязни – она напрямую связана с нашей темой, с «Я».
С зеркалом есть много игр и занятий, которые можно использовать для формирования «Я». Например, такие.
Небольшое зеркало кладется на пол. На него брызгаем пеной для бритья (варианты – закрашиваем его акварелью, засыпаем манкой и т.п.). Ребенок пальцами или кисточкой (пальцами, конечно, лучше) начинает водить по зеркалу. Будет здорово, если в процессе этого развлечения вы вместе нарисуете рожицу. А потом постепенно в просветах пусть он увидит свое лицо. Постарайтесь, чтобы он обрадовался. Обрадуйтесь вместе с ним – или на первых порах даже вместо него.
Другое «упражнение» с зеркалом подробно описано в книге Ирис Йохансен «Особое детство» – там отец аутичной девочки каждый вечер ставил ее перед зеркалом, и сначала сам называл, а потом учил ее называть часть тела, лица, одежды – словом, описывать себя. Это важно и как речевой навык, и как опыт познания себя. Многим детям дается трудно… но эта одна из тех вещей, через которые необходимо пройти.
Фотографии ребенка
Когда вы провели уже достаточно времени в играх с зеркалом, ребенок, вероятнее всего, будет узнавать себя на фотографиях. В первую очередь полезны не высокохудожественные снимки, а «однодневный мусор» – фотографируйте себя и ребенка, или ребенка и его братьев или сестер во время ежедневных рутинных дел и во время приятных развлечений.
- Что ты тут делаешь?
- Я качаюсь на качелях. А ты?
- А я везу коляску. Саша, а ты?
- А я смотрю на птичку.
В идеале вечером вы с ребенком листаете фотографии на телефоне или компьютере и проговариваете то от первого лица, то от второго те события и действия, из которых сложился ваш сегодняшний день. Не сразу, постепенно, но будет получаться.
Еще одно использование фотографий – различные альбомы о его жизни. Пусть их будет несколько небольших, а не один дорогой, который жалко давать в руки. Например: «Мои друзья», «Моя семья», «Мои занятия и мои учителя», «Мои каникулы», «Как я с мамой ездил в Москву». Будет здорово, если к фотографиям вы сделаете подписи – с теми самыми «я» и «мой»: «Это Елена Анатольевна, я с нею учусь рисовать», «Это моя подруга Таня», «Это мой дедушка Миша».
Вначале может показаться, что ребенок произносит эти слова машинально. Но пусть они прозвучат раз за разом – сумма ваших усилий непременно приведет к их осознанному употреблению. Даже если ребенок совсем не говорит, это составление и перелистывание альбомов будет очень для него полезно. Не будем забывать о том, что «не говорит» – не значит «не понимает». Некоторые дети потом, через несколько лет демонстрировали, что их до-речевой, безречевой период был очень осмысленным и трагичным из-за того, что их не воспринимали как полноценных участников событий.

 

"Я" в пространстве дома


Нет употребления «я» – значит, нет осознания своих границ. При этих неопределенных границах внешний мир не может восприниматься как безопасный. Это одна из причин часто возникающих у наших детей фобий и странных привычек. Кто-то боится входить в одну из комнат в собственном доме, кому-то надо постукивать палочкой по всем поверхностям, а кому-то – постоянно ставить на стенах почеркушки карандашом. Работа с освоением «родного» пространства на первый взгляд мало относится к работе с осознанием «Я», но на самом деле является одной из ее важных составляющих. Пока ребенок не отделил себя окончательно от всего внешнего, не сказал свое «Я» громко и четко, он должен познавать и осваивать пространство своего дома, как познает самого себя – и это будет работать на вылепливание «Я».
Пространство жизни чувствительного ребенка должно быть организовано просто, предсказуемо и надежно. Пусть он спит на одном и том же месте – позаботьтесь, чтобы ему там было комфортно и не страшно. Пусть в его комнате будет понятный ему порядок – помогите ему организовать игровое пространство. Особые дети даже с развитой речью очень часто не знают, как называются комнаты в их доме и конкретные предметы мебели – мы не объясняем это, потому что «и так все знают», а ребенок так и не понял, куда его послали за книгой и что это значит – «на серванте в гостиной». Обязательно нужно не раз и не два напоминать ребенку названия всех комнат и их назначение, и пусть в каждом помещении дома, куда ему разрешено входить, у него будет свое дело. Даже двухлетнему малышу под силу с помощью взрослого стереть где-то пыль или полить растение. Пусть это дело проще сделать взрослому, но это очень помогает ориентации в пространстве и его освоении. Ребенок, боявшийся воды, может преодолеть свой страх, если ему поручить протирать тряпочкой кран и шланг от душа в ванной – занятие совершенно бессмысленное, но позволяющее буквально о-своить, сделать своим предмет, вызывающий страх.
Детям чуть постарше можно давать такие задания: «пройди три шага вперед, теперь пять шагов налево… стоп! Куда ты пришел? Правильно, в кухню…», рисовать план квартиры, учить ориентироваться по этому плану. Это, конечно, должно быть игрой. Всем известна игра в записочки, где в 2-3 приема написанные или нарисованные подсказки ведут к конфетке или игрушке. Сначала по одной – самой «своей» комнате, потом с расширением ойкумены до менее безопасных рубежей.
Познавая и осваивая привычное пространство, ребенок легче сможет отделить и назвать себя.

 

"Я" во времени


Мало кто из мам любит режим. Но нашим детям он очень нужен. Им так спокойнее, они лучше осознают себя, им легче переходить от одного дела к другому. Напомню, что проговаривать каждое режимное действие ("сейчас мы умоемся, а потом пойдем завтракать") тематическим детям надо обязательно и не один год.
Как можно раньше нужно вводить понятия «утро», «день», «вечер», «ночь» и времена года, а также «вчера», «сегодня», «завтра». Побуждайте ребенка говорить в первом лице о событиях в разных временных планах: я вчера гулял в парке, сегодня я еду на занятия, завтра я пойду в гости к бабушке.

 

Распорядок дня: часто рекомендуют сделать его на большом листе с фотографиями ребенка. Мало кто это делает – все руки не доходят. Кроме того, кажется, что рано читающим детям, каких немало среди особых, хватает и обычного расписания – но хватает только для информации. А для запоминания и осознания смены времен суток действительно нужно что-то очень яркое и персонифицированное.

 

Неделя: как только появляется хоть какое-то расписание на неделю (по понедельникам – логопед, по средам – физкультура, по воскресеньям – гуляем с папой), надо вводить понятие «неделя» и учить названия дней недели – даже если ребенок еще толком их не произносит. Часто нестандартные дети вообще не показывают большей части того, что понимают.
Для запоминания дней недели существуют разные способы - можно самим сделать плакат с семью кармашками, в которые ставится флажок "сегодня", можно купить в магазине готовый плакат, на котором пишут стирающимся маркером. Но наглядность должна быть в любом случае. Например, у нас был такой плакат, а еще настенный календарь с бегунком и расписание на стене. С тех пор, как это ввели, скандалов типа "не пойду на физкультуру" практически не стало – правило есть правило. Солнце утром встает, вечером садится, а ты по понедельникам занимаешься с логопедом, а по средам идешь на физкультуру, и это не обсуждается. Надо сказать, что при всей строптивости, многие из наших деток любят правила – им так мир кажется надежнее и спокойнее.

 

Год: нужны разные подходы к тому, чтобы ребенок осознавал, какое сейчас время года, какое было до этого и какое будет после, а также - как это касается его собственного опыта. "Весна – на каток пока больше не пойдем. Зато скоро будет лето, будем на речку ходить" а - и т.п. Еще полезны плакаты и картинки на эти темы и настенный календарь с бегунком.

 

Кажется, что никакого "Я" здесь и нет, правда? Но на самом деле оно есть. Эти простые и скучные объяснения позволяют ребенку лучше осознавать себя самого и логику своих действий, находить свое место в цепочке событий.
 

Речевые клише с «Я»


Очень важную роль играют сказки и игры в них. Может быть, мы и не понимаем до конца, как это работает, но часто самая простая игра со сказочным сюжетом помогает нашим детям больше, чем самые умные рекомендации психологов и дефектологов. Впрочем, умные психологи и дефектологи всегда рекомендуют играть и рассказывать сказки.
Возьмите самый простой сюжет – «Колобок», «Теремок», «Руковичка». Купите готовые фигурки персонажей или лепите их на ходу примитивно из пластилина (это даже лучше). Рассказывайте сказку с этими фигурками – и пусть они нелениво говорят «это Я, мышка-норушка», это «Я, Колобок».
Найдите стишки с Я – пусть не самые художественные, а наоборот – совсем простенькие, которые ваш ребенок поймет и сможет применить к себе.
Напишите десяток фраз, которые Вы хотели бы слышать от своего ребенка.
Мне холодно. Мне жарко. Я устал. Я хочу есть. Я нарисовал домик. Я тебя люблю.
Учите их с ним, как учат простые фразы на иностранном языке. Подсказывайте ему моменты для их употребления. Возможно, на каком-то этапе эти фразы для него и правда будут «иностранными», формальными, но постепенно они осмыслятся и освоятся. Когда войдут в речь хотя бы несколько таких фраз, дополняйте свой «список». Пусть он отвечает не только вашим запросам, но и потребностям вашего ребенка – это его прямая речь.

 

"Все мальчишки дураки" и "все девчонки - плаксы" или половая самоидентификация.


Наши детки часто путают мужской и женский род. Это не чисто логопедическая проблема – они позже других осознали, что мир делится на сине-красные М и Ж, и теперь это различение в речи для них не само собой разумеющееся.
Особенно эта путаница бросается в глаза, когда ребенок говорит о себе: Машенька пошел, Петя покушала. Бывают дети с компенсированной ЗПР, которые еще в 2-3 классе путают род по отношению к самому себе. Не паникуем – учим. До посинения! «Вы уже посинели? Нет?! Значит, мало занимаетесь!» (с)
Есть честные и простые методы, которые сами по себе ничего не гарантируют, но создают какую-то базу. Девочке повязать бантик, водить в платьице, называть "Машенька", а не "Машунчик" или "Зайчик". Мальчику состричь локоны, надеть актуальную (ужасную!) мальчишескую футболку и обращаться так, чтобы имя звучало мужским.
Есть метод нечестный, его не одобрят психологи и осудят моралисты… но он работает. Родитель того же пола создает коалицию с ребенком - именно по половому признаку. Привилегированную коалицию.
«Мы мужчины – это круто. И мама, которая хоть и не мужчина, но человек понимающий – она нами восхищается». И кормит:)
«Мы женщины, это прекрасно. У нас есть масса чудесных розовых штучек. Ты маленькая женщина – поэтому я тебе сегодня куплю очередную бесполез... восхитительную ерунду. И ты наденешь на себя, будешь, как принцесса, а папа скажет - какая ты красавица!».
– А я пошла...
– Ты ПОШЕЛ! Ты же не девчонка!
– Я надел…
– Ты НАДЕЛА, ты же умница, красавица – наша самая чудесная девочка!
…Да, это – грязная манипуляция. И это не педагогично. Но это действует. Проверено элекрониками:)

 

Развернутый рассказ о событиях


День прошел, событий много, ложимся спать, начинаем разговор… И говорим при этом «Я». «Я сегодня была на работе – я ходил в садик. Я на обед ела суп – а я ел котлету.» Для кого-то этот нехитрый разговор кажется недостижимый целью… Одним из путей к этой цели является введение речевых клише с «Я».
Ребенка нужно постепенно выводить на связный рассказ о пережитом событии. Эта задача на каком-то уровне чисто логопедическая, но ее база лежит именно в восприятии «Я». На первом этапе этой работы ребенок должен осознавать и отделять свой опыт, четко понимать, какие события переживает именно он, а о каких он слышал, читал, видел фильм. К сожалению, не для всех «тематических» детей это так очевидно.
Мама девочки с ЗРР и АЧ: «Очень хорошо, когда есть с кем "обмениваться" историями. У меня был тайный сговор с одной из воспитательниц: я посылала ей написанную историю про то, что мы делали в выходные, и список вопросов. А она побуждала мою дочь эту историю ей рассказать и ответить на вопросы. Конечно, для этого мы сразу после события, о котором планировали поговорить, проговаривали, что и как было, а вечером рассказывали вместе папе или бабушке. Хорошие спонтанные рассказы появились через 4-5 месяцев».
Что-то вместе сделали, где-то побывали – проговорите сразу же и спустя небольшое время. Сосредотачивайте обсуждение на том, что делал ребенок, подсказывайте правильные формы: «я увидел, я залез, я спрыгнул». Пусть это не будет исчерпывающий отчет об увиденном, но именно практика употребления «Я».

 

Кто-то проходит этот путь с крейсерской скоростью, и мама спустя год забывает о проблеме. Кому-то нужно больше времени и усилий. Но прилагать их обязательно нужно. Появление «Я» в речи связано с уменьшением тревожности, страхов и истерик. Кто знает, сколько еще незаметных для нас, но мучительных для особого ребенка проблем мы решаем, вылепливая его «Я».



Главная | Психологи | Психотерапевты | Центры