Ароматерапия в работе логопеда

миф или реальность?

 

Анна Митрофанова, специальный психолог, логопед

 

Если спросить среднестатистического человека, какие у него ассоциации со словом «логопед», то можно услышать следующее: «учит говорить правильно», «ставит звуки», «лечит «фефекты фикции», «лезет в рот всякими железками». Если же спросить этого же человека о связи логопедии и ароматерапии, можно услышать о том, что никакой связи нет, это разные понятия. Но логопедия - постоянно развивающаяся наука, которая использует не только традиционные, классические, веками отработанные методы, но и изучает и внедряет в практику инновационные технологии. К ним относятся технологии сенсорного воспитания, различные арт-терапевтические технологии, в том числе работа с глиной, воском, песком, разнообразными изобразительными средствами. К нетрадиционным, инновационным технологиям в логопедической практике относится также ароматерапия. Все эти технологии становятся эффективным средством коррекции речевых нарушений в составе комплексной логопедической работы. Новые методы и приемы помогают поддерживать интерес детей к занятиям, помогают сделать занятия более разнообразными и комплексными, что в конечном итоге содействует правильному речевому развитию и преодолению речевых проблем. Эффект от применения таких нетрадиционных средств зависит от квалификации логопеда, его умения включать новые методы в классические занятия.

 

Ароматерапия и развитие речиИтак, вернемся к ароматерапии. В широко смысле, ароматерапия — это использование эфирных масел с целью лечения болезней и укрепления здоровья человека. Ароматы влияют на наше настроение, повышают работоспособность, а также могут успокаивать или тонизировать. Еще в 1939г. отечественный физиолог Д.И. Шатенштейн научно обосновал и экспериментально доказал, что некоторые обонятельные раздражители напрямую влияют на состояние нервной системы.

Существует несколько видов ароматерапии (ванны, ингаляции, массаж и др.). В работе с детьми используются эфирные масла в минимальной концентрации. Они применяются в аромалампах и аромамедальонах, а также могут наноситься на деревянные или глиняные фигурки, которые долго удерживают запах. Разумеется, использование эфирных масел должно быть согласовано с врачом, чтобы исключить риск возникновения и развития аллергических реакций и различных побочных эффектов.

Наиболее часто логопедами применяются эфирные масла мяты, ромашки, лаванды, валерианы, фенхеля, тимьяна, мелиссы, которые оказывают успокаивающее действие, и эфирные масла кориандра, базилика, лимона, петрушки, майорана, эвкалипта, которые обладают тонизирующим эффектом.

В дополнение к логопедическим занятиям можно и нужно применять методы ароматерапии в домашних условиях. Полезно регулярно предлагать ребенку понюхать тот или иной продукт, мыло, шампунь, крем и т.д. Регулярное вдыхание разных запахов активизирует сенсорное развитие ребенка, расширяет диапазон его ощущений и в целом оказывает положительное влияние на речь. Также эффективно использование различных ароматических игр.

 

Дома можно применять методы ароматерапии, предлагая ребенку:

  • перетирать в руках свежую мяту, укроп, петрушку, рвать их на кусочки,
  • выжимать сок из долек апельсина, лимона,
  • рисовать на молотом кофе и играть с кофе в зернах,
  • нюхать монокомпонентные специи,
  • нюхать разное мыло, мыть им руки,
  • нюхать соль для ванн, играть ею (пересыпать из емкости в емкость, строить горку и т.д.),
  • нюхать разные сорта чая, помогать маме заваривать чай.

Эти игры не требуют специальной подготовки, в них можно играть в любое свободное время.

 

Часто логопед рекомендует специальные ароматические игры для дома, которые подготавливаются и применяются по определенным схемам.

 

К таким играм относятся следующие:

  • «Ароматные мешочки»: в тканевые мешочки нужно положить различные ароматные продукты (палочку корицы, зерна кофе, лимонные и апельсиновые корочки, стручок ванили и т.п.). Сначала ребенок нюхает каждый мешочек, а мама при этом рассказывает ему, что это за запах. Потом можно вынуть содержимое мешочков, рассмотреть и еще раз понюхать. Так формируются устойчивые ассоциативные связи между запахом предмета, его внешним видом и названием. Для детей старше 3 лет эта игра усложняется: ребенок должен понюхать мешочек, определить аромат и положить мешочек на соответствующую картинку или фотографию.
  • Ароматное тесто для лепки: можно сделать самодельные массы для лепки, используя различные ароматы. Рецептов в сети можно найти много. Например: смешать 0,5 стакана соли, 2 стакана муки, 2 ст.л.лимонной кислоты, 1 ч.л.глицерина. Отдельно смещать 1,5 стакана кипятка и 2 ст.л.растительного масла. Всё смешать, вымесить до получения пластичной массы. Получившееся тесто разделить на несколько частей, и в каждую часть добавить ароматный компонент: корицу, молотый кофе, какао, ваниль, имбирь и т.д. Вылепить из каждой части теста всё,что захочется. Можно комбинировать части теста между собой.

 

Ароматы подбираются в зависимости от наличия/отсутствия аллергии. В процессе работы с ароматами происходит работа по обогащению словаря ребенка (приятный, неприятный аромат, резкий, слабый, бодрящий, сладкий, свежий и т.д.). Также игры с запахами способствуют формированию навыка правильного ротового/носового вдоха и выдоха, повышают мотивацию к занятиям, стимулируют развитие обонятельных центров в головном мозге. Все это оказывает положительное воздействие на развитие детской речи.



Главная | Психологи | Психотерапевты | Центры