Психологи и психотерапевты Нижнего Новгорода Психологи о подростках Психологи о младших школьниках Психологи о дошкольниках Психологи о семье Психологи о беременности и раннем возрасте Психологи о личности

Готовность к школе у детей 6-7 лет

Первое сентября, наверное, для всех является самым светлым праздником. Для родителей этот праздник связан с будущим детей, для первоклассников это новая деятельность, а значит и новая неведомая жизнь, для детей старшего возраста встреча с друзьями и учителями.

Требования современной школы таковы, что родители начинают готовить ребенка к школьному обучению задолго до этого, делая упор на интеллектуальные возможности ребенка и забывая про мотивационную сферу ребенка. И впоследствии родители сталкиваются с проблемой того, что ребенок может учиться, но не хочет. Для школьного учителя основной проблемой является формирование у ребенка учебной деятельности, другими словами это умение учиться самому. А это формируется благодаря учебно-познавательным мотивам, принятию учебной задачи, контролю и оценке за выполнения данной задачи.

Основная психологическая проблема начального периода вхождения ребенка в школу обусловлена тем, что не все дети 7-летнего, и особенно 6-летнего, возраста психологически готовы к школьному обучению (несмотря на умение читать и писать). Трудности начального периода обучения сосредоточены вокруг проблемы адаптации, приспособления ребенка к условиям школьной жизни. Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления. В этом случае не только среда воздействует на человека, но и он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходиться не только ребенку к классу и к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам. Главными моментами, влияющими на социально-психологическую адаптацию в школе, являются следующие:

  • адаптация к новому режиму дня – продолжительность урока, перемены, число уроков, режим питания, домашняя самоподготовка;
  • адаптация к классному коллективу – проблемы приобретения социального статуса, признания сверстников;
  • адаптация к учителю, к системной и последовательной подаче учебного материала, к четкой структуре урока.
  • трудности адаптации, обусловленные изменениями ситуации в домашней обстановке – изменения отношения родителей к ребенку, повышение их требовательности к дисциплине, апелляция к чувству ответственности.

Адаптационные трудности занимают относительно непродолжительный промежуток времени в начале школьного обучения (примерно 2-2,5 мес.). Тяжелее входят в школьную жизнь дети, которые не привыкли к систематическим требованиям. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка становится преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».

Младшим школьникам свойственна высокая эмоциональная отзывчивость, и у них сильно развита потребность в движениях. При невозможности удовлетворить эту потребность у ребенка ухудшается внимание, быстрее наступает утомление. Особые трудности испытывают гиперактивные дети. Именно они требуют к себе внимательного отношения родителей, педагогов, психологов.
При затяжном и необычном протекании адаптационного периода следует обратить внимание на состояние здоровья ребенка, так как за этим скрывается возможность обострения каких-либо хронических заболеваний, декомпенсации резидуальной (остаточной) органической мозговой недостаточности. В анамнезе таких детей часто прослеживаются трудные роды или осложнения беременности у матери, болезни ребенка в раннем послеродовом периоде.
Настораживающими в плане дальнейших проблем в обучении являются следующие особенности поведения младших школьников:

  • низкая познавательная активность ребенка: не задает уточняющих вопросов, не проявляет интереса в решении проблемной ситуации, не может сосредоточиться на учебной деятельности;
  • моторная расторможенность, сочетающиеся с эйфорическим фоном настроения и повышенной жаждой бездумных впечатлений;
  • агрессивность и жестокость, особенно по отношению к родным;
  • немотивированные колебания настроения, а также конфликтность, взрывчатость и драчливость по мелким поводам;
  • стремление обратить на себя внимание отрицательными формами поведения;
  • ребенок не слышит слов родителей, но бурно реагирует, когда его не слышат  взрослые.

Со второго класса начинает складываться детский коллектив, и теперь дети начинают более болезненно реагировать на замечания взрослых, сделанные ими при товарищах, поскольку мнение сверстников приобретает для них весьма важное значение. Начинают выделяться «лидеры» и «отверженные», меняются взаимоотношения детей. И часто дети, не принятые сверстниками, но хорошо успевающие, не хотят идти в школу. Особенно ярко это можно заметить у детей, которые на первый план ставят взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Дети очень ранимые, для которых значимо мнение других, мало проявляющие собственную активность. Как правило, родители, воспитавших таких детей, авторитарны, нацелены на социальное статусное положение, не учитывающие потребности своего ребенка. Родители жалуются, что ребенок необщительный или наоборот неразборчив в установлении контакта и становится ведомым. Это приводит к одному следствию – не принят в школьной среде. И на этом этапе требуется психологическая помощь всей семье.
Все родители объединяются одним желанием – вырастить здорового, счастливого ребенка. И может быть для этого не так много нужно. Просто нужно научиться видеть и слышать своего ребенка, научиться с ним общаться, преодолевать с ним вместе трудности, показывая на своем примере, что все можно преодолеть, только нужно любить.

Лункина Н.И.



Главная | Психологи | Психотерапевты | Центры

Детский психолог в Нижнем Новгороде.


Работа с детьми и родителями.
Эмоциональные и поведенческие нарушения: агрессивное поведение, страхи, высокая тревожность и т. п.
Проблемы адаптации.
Нарушения детско-родительских отношений.


Тел: 
8-930-807-91-09