Психологи и психотерапевты Нижнего Новгорода Психологи о подростках Психологи о младших школьниках Психологи о дошкольниках Психологи о семье Психологи о беременности и раннем возрасте Психологи о личности

Психологи о младших школьниках

 

Учеба – в радость


Ваш ребенок идет в школу или уже отучился несколько лет? Вам неверняка важно, чтобы он не утратил интереса к учебе и не стал аутсайдером.

Почему многие дети лишь начав учиться, испытывают трудности? Одна причина очевидна: они пришли в первый класс с разным уровнем готовности к обучению. Но есть и вторая: учитель порой работает с классом вслепую, ориентируясь на среднего ученика. Может ли быть по-другому? Учебный комплект «Начальная школа ХХ1 века», разработанный под руководством Н.Ф. Виноградовой, организован так, что у учителя всегда под рукой задания, с помощью которых ребенок сможет преодолеть трудности и предотвратить часто встречающиеся ошибки.
Работа начинается с самых первых уроков, после того, как учитель провел педагогическую диагностику и выяснил, какие у детей трудности. Один, например, не может передать форму фигуры. Другой плохо ориентируется на плоскости – выполнить команды вправо, влево, вверх, вниз оказывается сложно. Третий не может классифицировать предметы.
Для преодоления каждой трудности есть специальные задания. И если с самого начала учебы начать целенаправленную работу, то помощь, необходимая именно этому ученику, придет вовремя: нельзя дожидаться, когда неуспеваемость станет уже заметной, как это делалось обычно. Если ребенок уже неуспевает, это сказывается на его самооценке, на его желании учиться, и на его отношениях с ребятами, с учителем, с родителями.

Верить в успех

Первое, и главное условие – это доброжелательный настрой в классе. Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Теперь даже в министерском документе – в Письме «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» запрещены слова: «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить: «не думал», «не старался», «неверно», лучше обходиться репликами: «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т.д. Там же записано, что никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества, особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности. Зато на похвалы не стоит скупиться. Хороший учитель отмечает каждый успех, каждый правильный ответ, пусть в классе звучат слова: молодец, умница, прекрасно; сегодня лучше, чем вчера; ты меня очень порадовал своей работой.
Чтобы помочь ученику справиться с трудностью, надо верить в ребенка: у всех все получится, только от разных детей, и соответственно от учителя потребуется разное количество усилий.
Ребенку, чтобы нормально развиваться, нужно на каждом уроке чувствовать успех. Организация этого успеха – дело учителя. Для этого и составлены задания разного уровня сложности. Оценивая работу, хорошо, прежде всего, обращать внимание на то, что получилось, а потом уже высказывать конкретные пожелания – что улучшить. Важно опираться на сильные стороны ученика. Например, произношение у ребенка соответствует норме, а снижение фонематического слуха приводит к ошибкам. Можно посоветовать проговаривать звуки, закреплять связь звук-буква пока идет знакомство с буквами. А родителям стоит закреплять все это и дома.

Не больше, а эффективнее

Количество дополнительных заданий не перейдет в качество, если взрослые (и у читель, и родители) не будут внимательно следить за тем, в чем трудности у конкретного ребенка и не дадут ему именно те задания, которые самым эффективным способом помогут их устранить. Например, если ученик путает буквы Б-П, то на сколько бы учитель не засадил ребенка выписывать их, толку не будет. Нужно начинать с тренировки умения различать эти звуки на слух, а потом отрабатывать связь звонкого звука Б с буквой Б, а глухого звука П с буквой П.

Догонять всегда труднее

Учитель про каждого ученика должен знать, что он может сделать самостоятельно, что с помощью учителя, и какая именно помощь ему нужна. Зная это, можно сгладить противоречие, которое неизбежно возникает: восполнение пробелов требует дополнительных усилий со стороны ученика и родителей, а ресурсов для этих усилий, как правило, нет.
Причины низкого уровня готовности к школе, возможно, ослабленное здоровье, низкая работоспособность, плохая память, недостаток ярких впечатлений детства, и, невнимание к ребенку семье, социально-бытовые трудности. Важен контект учителя и родителей. При доброжелательном настрое и четких инструкциях со стороны учителя мама вполне может стать достойным союзником учителя в преодолении трудностей.

Приятно делать то, что получается

Надо организовывать коррекционно-развивающую работу так, чтобы она не выглядела как наказание. Например, работа в коррекционно-развивающих тетрадях «Я учусь считать», «Я учусь писать и читать» может быть предложена для самостоятельного выполнения сначала детям с очень высоким уровнем готовности к обучению, остальные приступят к ней позже, тогда это будет восприниматься как интересное дело, как награда.

Подготовила Людмила Рыбина, portal.yasam.ru



Главная | Психологи | Психотерапевты | Центры

Детский психолог в Нижнем Новгороде.


Работа с детьми и родителями.
Эмоциональные и поведенческие нарушения: агрессивное поведение, страхи, высокая тревожность и т. п.
Проблемы адаптации.
Нарушения детско-родительских отношений.


Тел: 
8-930-807-91-09