Психологи и психотерапевты Нижнего Новгорода Психологи о подростках Психологи о младших школьниках Психологи о дошкольниках Психологи о семье Психологи о беременности и раннем возрасте Психологи о личности

Чудеса в работе дефектолога, или Как жаль, что я не знаю испанский язык...

Обычно наша работа — это «трудовые будни», долгий и сложный коррекционно-развивающий процесс, тщательный подбор методик и технологий, поиск «подхода» к ребенку...Но иногда случается то, что иначе как чудом не назовешь. Чудо не в плане мистики, а в плане удивительной способности детей во всем многообразии мира вообще и в многообразии методик и педагогических ситуаций в частности находить именно то, что будет последней каплей, пробившей каменную стену молчания. Когда такое случается, я радуюсь, что весь накопленный опыт, способность ощущать и чувствовать, умение подбирать нужный развивающий материал помогли создать ту среду, которая позволила этому чуду произойти. И в то же время каждый раз ощущаю, как мало я знаю о мозге, о нервной системе, о том процессе, который называется «сенсорная интеграция». Почему мало? Потому что каждый раз в такой ситуации оказывается, что совершенно незатейливая вещь совершила переворот в жизни ребенка. Потому что невозможно найти универсальный «ключик» к каждому неговорящему ребенку. Потому что каждое занятие уникально, несмотря на тщательное планирование и подготовку (ведь у любого педагога бывают ситуации, когда «не срабатывает» годами применяемая методика или когда, казалось бы, свежая гениальная идея не находит никакого отклика у ученика).

В качестве иллюстрации хочу рассказать о новом, совсем недавнем, случае. Первичная консультация, 3-летний всё понимающий, но ни слова не говорящий ребенок с очень ответственной и любящей мамой, которые посетили всех нужных врачей и наконец добрались до дефектолога. Обычный консультативный процесс — беседа с родителями, наблюдение за ребенком и за тем, что он делает в пространстве кабинета. А потом основная (и моя самая любимая) часть — игра с ребенком. Игра, конечно, не простая, а диагностическая, наблюдающая, изучающая. Игра, которая позволяет ребенку «здесь и сейчас» получить новый сенсорный опыт. Во второй половине консультации, когда в голове начала выстраиваться индивидуальная программа активизации речи, ЭТО и произошло. После игры в сенсорной коробке (белая фасоль и много-много бусин) мальчик тщательно собрал все бусины в банку и отдал мне. Нечаянно я уронила эту банку и бусины рассыпались по всему полу. И вдруг этот молчащий до сего дня мальчик сказал какую-то фразу. Было непонятно, какую, но по звучанию это была именно фраза из 4-5 слов. Когда он убедился, что я не поняла его, он еще раз повторил эту же фразу. Я пыталась побыстрее запомнить эти слова, чтобы повторить их. В этот момент мама (которая в ЭТОТ момент буквально остолбенела) сказала, что сын говорит: «Мама, как это красиво!».

Вот такая история. Конечно, этому мальчику предстоит еще долгий путь в развитии речи. Но самое главное - первые осознанно сказанные слова — уже случилось. Почему же я не поняла его сразу? Все оказалось просто — мальчик наполовину испанец. Он сказал эту фразу на испанском. Вот так совершенно случайно яркое нестандартное впечатление помогло совершить речевой прорыв. И совершенно ясно, что если так делать специально с другим ребенком, такого эффекта не будет (пробовала не раз в подобных ситуациях). Так что остается учиться, работать, читать умные книги, общаться с опытными коллегами. Жить)

Как сказал мудрый человек - «В ожидании чуда делай добрые дела».



Главная | Психологи | Психотерапевты | Центры